ФЭНДОМ

Moskvich-green-front-329715-616x462

Зеленый "Москвич-408"

Москвич-408 - советский автомобиль малого класса. Выпускался с 1964 по 1975 год.

История созданияПравить

Разработка автомобиля началась в 1959 году (дизайнер — Б. С. Иванов).

Особое внимание при проектировании уделялось дизайну, так как многие технические решения автомобиль унаследовал от предыдущего поколения, которое в процессе своего производства непрерывно модернизировалось, в результате чего пошедшая в серию в 1963 году модель Москвич-403, ещё имевшая старый кузов образца 1956 года, уже содержала основные технические элементы будущего «408-го». На раннем этапе дизайнерами использовалась любопытная техника: пластилиновый макет выполнялся непосредственно на поверхности кузова «живого» серийного «Москвича-407». Впоследствии перешли уже к строительству обычных полноразмерных макетов. Существовало не менее трёх вариантов внешнего вида и множество различных поисковых эскизных набросков. Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами «универсал», «фургон», «купе» и «кабриолет». Первые прототипы имели «двухэтажное» оформление передка, как у предыдущей модели, и 15-дюймовые обода колёс. Впоследствии по соображениям улучшения внешнего вида автомобиля размерность колёс была снижена до 13", а решётка радиатора стала однорядной, как на наиболее современных на тот момент серийных моделях западных фирм. В 1961—1963 годах было построено четыре автомобиля-прототипа с различными вариантами оформления, были проведены их испытания. Впоследствии было построено ещё несколько прототипов, уже предсерийных и по внешности весьма близких к будущему серийному автомобилю. Первые серийные экземпляры «Москвича-408» сошли с конвейера в сентябре 1964 года, а в 1966 году с конвейера уже сошёл стотысячный автомобиль этой модели (он был экспортной модификации «−408Э» с улучшенным внешним оформлением и более мощным двигателем).

В агрегатной части особых новаций не наблюдалось. Как уже упоминалось, многие узлы и технические решения «Москвич-408» унаследовал от уже выпускавшихся на тот момент моделей предыдущего поколения — М−407 и в особенности «переходного» М−403: верхнеклапанный двигатель (за вычетом ряда незначительных отличий вроде нового двухкамерного карбюратора К-126), четырёхступенчатую коробку передач с переключением расположенным на рулевой колонке рычагом через вал, концентричный рулевому (а не расположенный сбоку от него соосно как на М-402 и М-407), переднюю подвеску с двумя шаровыми шарнирами с каждой стороны (у М-402 и М-407 подвеска имела с каждой стороны один шаровой шарнир и один цилиндрический палец), тормоза с автоматической регулировкой («самоподводом»), и так далее. Эти узлы были разработаны сравнительно недавно и постоянно совершенствовались, поэтому вполне соответствовали тогдашнему уровню техники. Такая политика постепенного внедрения новых узлов и агрегатов через «переходные» модели, без радикальной перестройки производства, соответствовала более скромным возможностям МЗМА по сравнению, например, с Горьковским заводом, который в те годы мог себе позволить создавать автомобили «с нуля», практически без заимствования технических решений с предыдущего поколения («Волга» ГАЗ-21 относительно «Победы», «Чайка» ГАЗ-13 относительно ЗиМ-а, ГАЗ-53 относительно ГАЗ-51). С 1966 по 1967 год "Москвич-408" производился в Ижевске. Конструктивно он ничем не отличался от своего московского собрата, небольшие отличия были лишь во внешности. В 1967 году появился новый автомобиль - Москвич-412, внешне неотличимый от 408-го. Главное отличие крылось в двигателе. В 1969 году обе модели - 408 и 412 - претерпели рестайлинг.

Миллионный Править

18 мая 1967 года с конвейера сошел первый миллионный автомобиль АЗЛК. Им стал как раз белый "Москвич-408". Юбиляр отличался от других машин опознавательными знаками, в частности, цифрой 1000000 (миллион) на решетке радиатора. Сейчас этот автомобиль вместе с другими юбилярами находится в Музее ретро-автомобилей на Рогожском валу.

Модификации Править

С кузовом 408:

  • Москвич-408 — базовый седан (1964—1975)
  • Москвич-408Э — экспортный седан с двухфарной облицовкой радиатора, отвечающий европейским нормам безопасности
  • Москвич-408И — экспортный седан с четырёхфарной облицовкой радиатора, отвечающий европейским нормам безопасности
  • Москвич-408ИЭ — экспортный седан, поздний М-408 в кузове М-412, отвечающий европейским нормам безопасности
  • Москвич-408П — экспортный седан с правосторонним расположением руля, отвечающий европейским нормам безопасности
  • Москвич-408Ю — экспортный седан для стран с жарким климатом
  • Москвич-408К — экспортный машинокомплект для крупноузловой сборки седана
  • Москвич-408М — седан медслужбы
  • Москвич-408Т — седан такси
  • Москвич-408Б — седан с ручным управлением
  • Москвич-408У — учебный седан с дополнительными педалями и рулём

С другими кузовами:

  • Москвич-426 — базовый универсал (1966—1975)
  • Москвич-426Э — экспортный универсал со стандартной облицовкой радиатора, соответствующий европейским нормам безопасности
  • Москвич-426И — экспортный универсал с четырёхфарной облицовкой радиатора, соответствующий европейским нормам безопасности
  • Москвич-426ИЭ — экспортный универсал, поздний М-426 в кузове М-427, соответствующий европейским нормам безопасности
  • Москвич-426П — экспортный универсал, с правосторонним расположением руля, соответствующий европейским нормам безопасности
  • Москвич-426Ю — экспортный универсал для стран с жарким климатом
  • Москвич-426К — экспортный машинокомплект для крупноузловой сборки универсала
  • Москвич-426М — универсал медслужбы
  • Москвич-426Т — универсал такси
  • Москвич-433 — фургон (1966—1975)
  • Москвич-433 пикап - фургон со спиленной задней частью. Использовался для внутризаводских нужд.
  • Москвич-408 Турист - двухдверный кабриолет на базе 408-го. в серию не пошел.
  • Москвич-408 ГТ - двухдверное купе, имевшее, в отличие от обычного "Туриста", закрытый жесткий верх.

В игровой и сувенирной промышленности Править

Модель "Москвича" 408 производилась на заводе Dinky. На данный момент не выпускается, и за нее многие коллекционеры готовы выложить кругленькую сумму. Модель 408-го выпускалась до 2013 года на заводе "Тантал". Производились также и модификации 408 - 433, 426, пикап и т.д. В 2009 году модель "Москвича-408" вышла в журнальной серии "Автолегенды СССР". В тоже время такая же модель, только уже зеленого цвета, вышла в журнальной серии "Культовые автомобили Польши". В 2010 году модель "Москвича-408 ЭЛИТ" с четырьмя фарами представила фирма "Наш Автопром".